Курсы валют с 23.12.2014
  • 1 USD = 2418.20 +4.24
  • 1 EUR = 3000.66 +7.10
  • 1 RUB = 39.85 -2.58
  • 1 GBP = 3781.82 -11.48
  • 10 JPY = 203.40 0.00
  • 1 SEK = 312.88 +293.33
  • 1 CHF = 2460.77 +2438.87
  • 1 AED = 658.37 -7622.22
  • 1 EGP = 338.21 +178.35
  • 1 NOK = 328.11 -362.68
  • 100 LBP = 159.93 -167.55
  • 1 TRY = 1044.31 +654.34
  • 1 XDR = 3514.98 +1674.79
  • 1 MYR = 693.69 +373.90
  • 1 UAH = 153.35 -2347.90
  • 1 PLN = 695.18 +37.96
  • 1 AUD = 1988.62 +1651
  • 1 CAD = 2089.28 +1685.41
  • 1 CNY = 389.97 -1598.65
  • 1 DKK = 403.87 -643.72
  • 1 ISK = 19.55 -3513.67
  • 1 SGD = 1835.59 -253.69
  • 10 KRW = 21.90 -131.75
  • 1 KWD = 8280.59 +7562.64
Телефон доверия

+998 71 200-00-44

  • ГУ ЦБ по Республике Каракалпакстан
  • ГУ ЦБ по Андижанской области
  • ГУ ЦБ по Бухарской области
  • ГУ ЦБ по Джизакской области
  • ГУ ЦБ по Кашкадарьинской области
  • ГУ ЦБ по Навоийской области
  • ГУ ЦБ по Наманганской области
  • ГУ ЦБ по Самаркандской области
  • ГУ ЦБ по Сырдарьинской области
  • ГУ ЦБ по Сурхандарьинской области
  • ГУ ЦБ по Ташкентской области
  • ГУ ЦБ по Ферганской области
  • ГУ ЦБ по Хорезмской области
  • ГУ ЦБ по городу Ташкенту
Тел.

Контакты

Карта разделов

Международное сотрудничество

  • Сотрудничество с Азиатским банком развития (АБР)


    Узбекистан стал членом АБР в августе 1995 года. На настоящий момент республика имеет 71,5 тыс. акций Банка (0,67% от общего объема капитала) и 110,9 тыс.ед. голосов в Совете Директоров. Подписанный капитал составляет 1,04 млрд.долл, из них оплаченный - 51,79 млн.долл.

    Узбекистан входит в корейскую группу стран-членов АБР наряду с Кореей, Вануату, Шри Ланка, Вьетнамом, Папуа-Новой Гвиней и Тайванем.

    Начиная с 1998 года в Узбекистане функционирует постоянное представительство АБР.

    Стратегия партнерства АБР со страной на 2012-2016 годы уделяет особое  внимание на развитие таких секторов как транспорт, энергетика, коммунальные услуги, водоснабжение и доступ к финансированию. Региональное сотрудничество и интеграция, управление знаниями, развитие частного сектора, гендерное равенство, и изменение климата и окружающей среды являются основными факторами в планировании и реализации проектов в Узбекистане.

    Общий объем кредитования Узбекистана по состоянию на 1 января 2015 года составил $4,1 млрд., включая 225 млн. долл. на финансирование частного сектора и 61,7 млн. в виде технического содействия.  Проекты в сфере транспорта (26,6%), энергетики (24,6%), сельского хозяйства и развития (13%), финансов (12%) составляют две трети кредитования АБР.

    Проекты реализуемые в финансовом секторе, включают такие направления, как предоставление кредитных линий коммерческим банкам с целью рефинансирования субъектам малого бизнеса, развитие институциональной структуры функционирования финансовых учреждений, организация эффективной банковской деятельности, реформа управления государственными финансами и поддержка ипотечного кредитования.

    Для целей развития малого бизнеса и миркофинансирования Советом директоров АБР одобрено 3 проекта «Развитие малого и микрофинансирования».

    В 2003 году АБР предоставил Министерству финансов заем в рамках  первого проекта на сумму 20 млн.долл., который состоял из 2 компонентов. По первому компоненту, на рефинансирование проектов малого бизнеса через три банка направлено 18,1 млн.долл, в том числе Агробанк -10,3 млн, Асака банк- 6,5 млн. и Ипак Йули банк -1,3 млн.  По второму компоненту, АБР оказано техническое содействие по институциональному укреплению и совершенствованию системы регулирования и надзора за деятельностью кредитных союзов.

    В 2010 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Узбекистан и АБР в целях финансирования Азиатским банком развития «Второго проекта по малому и микрофинансированию» в размере 50 млн.долл, который также содержал два компонента: финансирование субъектов малого бизнеса и техническое содействие. В ходе реализации проекта участвующие банки для рефинансирования малого бизнеса получили: Агробанк – 20 млн. долл. США, Хамкорбанк – 20 млн. долл. США, Ипак Йули банку – 10 млн. долл. США.,

    В октябре 2013 года АБР было одобрено предоставление Республике Узбекистан займа для реализации проекта "Развитие малого и микрофинансирования. Фаза 3" в сумме 50 млн. долларов США а также  гранта в сумме 500 тыс. долларов США в целях оказания технического содействия по наращиванию потенциала коммерческих банков и развития предпринимательства в сельской местности.

    При этом, софинансирование в рамках реализации проекта "Развитие малого и микрофинансирования. Фаза 3" осуществляется за счет средств участвующих в проекте коммерческих банков ОАКБ "Хамкор банк" и ОАИКБ "Ипак йули", в размере, эквивалентном 50 млн. долларов США, а также за счет собственного капитала субзаемщиков в сумме, эквивалентной 33,3 млн. долларов США. 

    Для повышения эффективности функционирования финансового сектора  в 2007 году Совет директоров Азиатского банка развития (АБР) одобрил предоставление Республике Узбекистан займа для реализации проекта "Реформа управления государственными финансами" в сумме 20,7 млн. долларов США, а также гранта технического содействия в сумме 0,6 млн. долларов США.

    Наиболее крупным проектом АБР в финансовом секторе можно назвать Программу многотраншевого финансирования проекта "Развитие жилищного строительства в сельской местности". Одобренный Советом Директоров Азиатского банка развития (АБР) 31 августа 2011 года на общую сумму 500,0 млн долларов США, включая технического содействие на сумму 1,0 млн. долл., данный проект предполагает финансирование тремя траншами – займами, согласно которым : 

    ·      в 2011 году одобрено предоставление займа первого транша в сумме 200 млн, США из обычных капитальных ресурсов АБР, со сроком погашения 18 лет, включая трехлетний льготный период. Участвующим банком выступал ОАКБ "Кишлок курилиш банк". Из них в 2012 году выбрано 160,0 млн., и 2013- 40 млн. долларов;

    ·      2013 году одобрено предоставление второго транша на тех же условиях в сумме до 200,0 млн долларов США, с участием 3 банком: ОАКБ "Кишлок курилиш банк", Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан и АКИБ "Ипотека банк" Из них в 2013 году выбрано 92 млн. долл, и в 2014 году- 108 млн.долл.

    ·      в 2015 году одобрено предоставление третьего транша займа в сумме до 100,0 млн долларов США, рефинансируемого через участвующие коммерческие банки;Погашение займа АБР, выплата процентов и комиссий по нему, а также возврат финансовых средств АБР, включая наценку, осуществляются за счет средств участвующих коммерческих банков и Государственного бюджета Республики Узбекистан.

    В 2013 году Азиатским Банком развития завершена процедура инвестирования в уставной капитал АИКБ Ипак Йули банк, в результате которой АБР стал вторым мажоритарным акционером. Кроме предоставления инвестиций, АБР иницировал программу технического содействия  для усовершенствования системы управления рисками, корпоративного управления, управления социальными и экологическими рисками. 

  • Сотрудничество с МФК

    Международная финансовая корпорация осуществляет свою деятельность в соответствии со стратегией группы Всемирного банка в стране, и главным образом фокусируется на проекты в частном секторе. Начиная с 1996 года МФК предоставила кредиты Узбекистану в размере 130 млн.долларов США для поддержки развития частного производственного и финансового сектора по 23 инвестиционным и ряду консультативных проектов. Общая сумма погашенных кредитов по вышеуказанным проектам составила 80,7 млн. долл. США.

    В настоящее время, инвестиционный портфель проектов, находящихся в стадии реализации составляет 38,5 млн. долл. США.  

    Инвестиционная деятельность МФК включает вклады в акции лизинговой «Узбек лизинг» и коммерческого банка «Хамкорбанк»,  кредитные линии для малого бизнеса через коммерческие банки «Асака банк» и «Хамкорбанк». С момента  принятия стратегии содействия стране (ССС), примерно 70% инвестиций МФК осуществлены в секторе финансирования торговли. Наиболее важными являются проекты, касающиеся развития банковской системы Республики Узбекистан, кредиты для малого бизнеса и частного предпринимательства.

    Помимо инвестиционных проектов, с 2009 года МФК реализует ряд консультативных проектов по основным секторам экономики страны, тем самым оказывая техническую помощь в правильном применении инвестиций. В соответствии со стратегией на 2012-2015 года, осуществлены консультативные проекты, направленные на развитие финансовой и налоговых инфраструктур, сельского хозяйства, здравоохранения, малого бизнеса и частного предпринимательства, туризма и государственного управления.

             В 2009 году МФК совместно с правительством Швейцарии организовал проект по укреплению финансовой инфраструктуры в Центральной Азии (Кыргызской Республике, Таджикистане и Узбекистане) и Азербайджане (ACAFI) путем создания эффективной системы обмена кредитной информацией и внедрения профессионального обучения и сертификации в области управления рисками для сотрудников финансовых организаций. Основной целью проекта являлось совершенствование нормативно-правовой базы по обмену кредитной информацией, вследствие чего был принят Закон Республики Узбекистан «Об обмене кредитной информацией» и другие нормативно-правовые акты, обеспечивающие обмен кредитной информацией в соответствии с международной практикой. В результате принятия закона, в марте 2012 года Ассоциация Банков Узбекистана совместно с 30 банками страны учредили Кредитное бюро с уставным капиталом на общую сумму 673 тысяч долл. США.

    В рамках задач по реформе операций с обеспеченными сделками, с 2012 года, проект ACAFI оказывал содействие в разработке проекта закона «О залоговом реестре» и усилении потенциала финансовых институтов в использовании инструментов по операциям с обеспеченными сделками. Данная работа проводится в соответствии с запросом Правительства Республики Узбекистан Группе Всемирного банка по дальнейшему улучшению инвестиционного климата в Узбекистане и повышения рейтинга страны согласно отчету Ведение бизнеса (Doing Business). Закон «О залоговом реестре» вступил в силу 1 июля 2014 года.

    Проект также охватывает программу Риск сертификации на основе соглашения с Всемирной ассоциацией профессионалов в управлении рисками (GARP) и при содействии местных партнеров по обучению. Программа риск сертификации направлена на совершенствование знаний и навыков работников банковского сектора в области управления рисками.

    МФК оказывал консультационные услуги АКБ «Хамкорбанк» по развитию индивидуальных финансовых продуктов для фермеров улучшения корпоративного управления по проектам Агро-финансирования и развития корпоративного управления. Примечательно, что портфель агро-кредитования банка увеличился с 400 тысяч долл. США  в сентябре 2013 до 15 млн.долл. США в декабре 2014.

    В 2009 году МФК одобрила предоставление консультационных услуг в рамках проекта государственно-частного партнерства в секторе здравоохранения. В частности, МФК содействовало привлечению инвесторов для проектирования, строительства, финансирования, оснащения и управления центрами медицинской диагностики Узбекистану реабилитационного займа.

    Также, с 2012 года МФК сотрудничает с Государственным Налоговым Комитетом Республики Узбекистан по проекту развития и осуществления ИТ решений для аудита на основе рисков. ГНК использует систему аудита на основе рисков для обнаружения риска занижения налога или мошенничества, что в свою очередь, упростило налоговое администрирование для  субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.


  • МБРР и МАР

                                                              
    Начиная с 1993 года Всемирный банк одобрил предоставление Узбекистану займов по 31 проектам МБРР и МАР, и 31 грантов по техническому содействию, из которых 14 проектов и 28 грантов завершены. Общая сумма финансирования одобренная Всемирным банком по вышеуказанным проектам и грантам составила 2592,4 млн. долларов США, из которых предоставлено 969,5 млн.долл., погашено 394,4 млн.долл. (по состоянию на 01.08.2015г). В стадии реализации в настоящее время находятся 20 проектов и грантов, финансируемых Банком на сумму 2036,04 млн. долларов США.

    Основными секторами экономики, в которых реализуются проекты Всемирного банка, в том числе и в соответствии со стратегией на 2012-2015 года, являются сельское хозяйство, здравохранение, энергетика, водоснабжение,  транспорт, образование и государственное управление.

    Наиболее важными проектами в части касающейся развития банковской системы Республики Узбекистан были институциональный займ, реабилитационый займ и заем на развитие  финансовых институтов

    Институциональный займ

    В  октябре 1993 года подписано кредитное соглашение в рамках оказания технической помощи - Институциональный займ- на сумму 21 млн. долларов США для структурной перестройки финансовой системы Республики Узбекистан. Основными задачами в части касающейся банковской системы являлись всесторонний анализ и оценка независимыми экспертами системы коммерческих банков, развитие существующих структур по надзору деятельности коммерческих банков, переход на новую систему аудита и бухгалтерского учета и отчетности, создание подразделения по управлению внешним долгом, создание межбанковских компьютерных сетей.

    В результате осуществленных мероприятий в рамках данного проекта удалось:

    осуществить реформу бухгалтерского учета и аудита банковской системы Республики Узбекистан. Фирмой «Артур Андерсен» совместно с Департаментом бухгалтерского учета Центрального банка был разработан новый план счетов бухгалтерского учета, на котором начиная с апреля 1997 работает вся банковская система республики;

    наладить единую систему платежей в Центральном банке, за счет поставок фирмой «Сименс» телекоммуникационного и компьютерного оборудования, которое было установлено в областных центрах республики и городе Ташкенте;

    разработать проект закона «О внешних заимствованиях» и создать подразделение отвечающее за управление внешним долгом в структуре Центрального банка;

    при помощи консультативных услуг  компаний «Deloit & Touche», IDMAG и «Artur Andersen LLP» усовершенствовать систему банковского надзора, внести изменения в работу коммерческих банков по управлению активами и пассивами, ценными бумагами, по планированию и маркетингу, в работу с проблемными ссудами.

    Реабилитационный займ

    В марте 1995 года МБРР одобрил представление Узбекистану реабилитационного займа на сумму 160,0 млн.долл. Основными задачами реабилитационного займа являлись поддержка программы структурных реформ, развитие валютного рынка, укрепление национальной валюты, сокращение дефицита иностранной валюты для финансирования важных статей импорта. Средства займа были полностью освоены до июня 1996 года, и послужили существенному развитию валютного рынка, путем расширения количества участников на валютной бирже, увеличению оборотов рынка  и совершенствования организационной формы проведения торгов.

    Заем на развитие  финансовых институтов

    В мае 1999 года Международным банком реконструкции и развития одобрен займ на 25,0 млн. долл на развитие финансовых институтов.

    Для реализации данного проекта в августе 1999 года при Центральном банке создано Агентство по развитию финансового сектора. Основными задачами проекта являлись институциональное укрепление коммерческих банков, улучшение нормативно-правовой базы банковской системы, совершенствование информационной системы, банковская приватизация и реструктуризация.

    С целью институционального укрепления банковской системы:

    было оказано техническое содействие шести коммерческим банка республики (Узпромстройбанк, Узжилсбербанк (Ипотека банк), Асакабанк, Пахтабанк (Агробанк), Хамкорбанк и Банк «Ипак Йули») по вопросам стратегического и бизнес планирования, управления кредитными и казначейскими рисками, бухгалтерскому учету, системе управленческой информации (СУИ) и внутреннему аудиту.

    для специалистов коммерческих банков организован цикл обучения  по направлениям бухгалтерский учет по международным стандартам учета, внутренний аудит и контроль, автоматизированный кредитный анализ и СУИ.

    проведен пробный аудит ключевых управлений 11 коммерческих банков совместно со специалистами внутреннего аудита и представлены рекомендации по улучшению служб внутреннего аудита,  разработаны руководства  по проведению внутреннего аудита

    Техническое содействие было также оказано для совершенствования нормативно-правовой базы банковской системы. Были проработаны законодательные акты по четырем основным направлениям: внесудебное взыскание заложенного имущества, ликвидация банков, организация банковских холдингов и небанковских кредитных институтов.

    Наиболее крупной составляющей частью проекта явилось модернизация банковской телекоммуникационной сети и совершенствование платежной системы. Новая структура платежной системы обеспечивала обработку расчетов в режиме реального времени, что значительно увеличило эффективность работы банков и позволило минимизировать риски. Телекоммуникационная сеть связывающая коммерческие банки и центральный банк, обеспечила предоставление единого баланса.

  • Договор о партнерском сотрудничестве

    Договор о партнерском сотрудничестве между

    Агентством по развитию финансового сектора Республики Узбекистан (АРФС) / Центральным банком Республики Узбекистан

    и Фондом сберегательных касс по международному сотрудничеству («Шпаркассенштифтунг»)

    и партнерами

    Ассоциацией банков Республики Узбекистан

    Банковско-финансовой академией Республики Узбекистан

    Сберегательной кассой «Заалешпаркассе» г. Халле/Заале

    Университетом г. Хале/Заале (Экономический факультет)

    а также

    Торгово-промышленной палатой Саксонии-Анхальта – отделением г. Халле/Заале

    Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан

    I. Предмет сотрудничества

    Федеральное министерство по экономическому сотрудничеству и развитию Германии предоставляет финансовые средства с целью разработки основополагающих курсов специального профессионального обучения в Узбекистане, подготавливающих банковских ассистентов в банковском секторе.

    Целями проекта являются значительное повышение квалификации обслуживания клиентов и дальнейшее увеличение финансовой грамотности для того, чтобы содействовать усилению доверия населения к финансовой системе Узбекистана.

    Предположительный срок проведения проекта – с 1 июня 2012 году по 31 августа 2013 году.

    Проведение проекта зависит от финансового содействия Федеральным министерством по делам экономического сотрудничества, лицензия является неотъемлемая составная часть договора.

    II. Ожидаемые результаты и цели

    Результат 1

    Разработка единой образовательной программы.

    Цель:

    Существует обязательная образовательная программа в письменной форме, которая включает в себя помимо 85 дней чисто теоретических занятий ещё и 120 дней практики в различных банках Узбекистана.

    Результат 2

    Разработка единых учебных материалов.

    Цель:

    Единые учебные материалы разработаны в письменной форме и могут быть использованы при проведении семинаров.

    Результат 3

    Проведение первой полной программы среднего профессионального образования по подготовке банковских ассистентов втрех регионах для максимально 25 участников в каждом учебном курсе.

    Цели:

    • Подбор участников на основе результатов теста на профессиональную пригодность по критериям:

    - не старше 25 лет,

    - выпускники, или имеющие максимум 2 года профессионального опыта,

    - при той же самой квалификации предпочитаются женские претенденты, принимая во внимание вовлечение в существующие проекты женский коэффициент должен составлять минимум 50%.

    • Проведение учебных занятий в соответствие с образовательной программой (пример см. в приложении), длительностью 10 месяцев, начиная с сентября 2012 г.
    • Проведение выпускного экзамена в течение 5 дней, включая выдачу сертификата в случае успешной сдачи экзамена.
    • Анализ и оценка результатов.

    III. Вклад партнеров

    а. Вклад немецкой стороны содержит следущее:

    Фонд сберегательных касс по международному сотрудничеству («Шпаркассенштифтунг») отвечает за профессиональное и организационное управление проектом.

    Эти проектные меры включают в себя, в частности, следующее:

    • Управление и координация всех проектных мероприятий
    • Подбор подходящих краткосрочных экспертов для проведения профессиональной и технической деятельности
    • Консультирование при достижении целей
    • Планирование и организация
    • Привлечение партнеров проекта - сберегательной кассы «Заалешпаркассе г. Халле/Заале» и торгово-промышленной палаты Саксонии-Анхальта
    • Интенсивное согласование мер с немецкими партнерами и представителями немецких и международных организаций по сотрудничеству в целях развития.

    б. Вклад узбекской стороны заключается в следующем:

    • Назначение координатора от Центрального банка Республики Узбекистан / Агентства по развитию финансового сектора Республики Узбекистан (АРФС) для сопровождения курсов специального профессионального обучения, подготавливающих банковских ассистентов. Координатор отвечает за целенаправленное привлечение торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан к проекту.
    • Ассоциация банков Республики Узбекистан и Центральный банк Республики Узбекистан предоставляют необходимые помещения для проведения учебных мероприятий в трех регионах, которые будут выбрано совместно.
    • Ассоциация банков Республики Узбекистан и Центральный банк Республики Узбекистан / АРФС берут на себя планирование, организацию и проведение учебных мероприятий и, кроме того, отвечают за практический модуль обучения в согласовании с привлеченными банками. Ассоциация банков Республики Узбекистан поддерживает практическое обучение учеников на месте в банках.
    • Центральный банк и банковская Ассоциация Республики Узбекистан предоставляют в целом 6 тренеров (в каждом регионе по 2), которые обучаются с самого начала как будущие основные доценты для профессиональной подготовки. По необходимости, на каждый учебный курс предоставляется банковской академией по одному местному профессору.
    • Будут приняты необходимые меры для того, чтобы курсы специального профессионального обучения, подготавливающие банковских ассистентов, внедрились в Узбекистане по окончании проекта, и таким образом, было обеспечено постоянное предложение этой образовательной программы для молодых выпускников лицеев и колледжей, а также Университетов.
    • Так как Торговая - промышленная палата Республики Узбекистан аккумулирует проблемы и вопросы предпринимательства в регионах и является непосредственным партнером предпринимателей, Торговая - промышленная палата республики Узбекистан действует в качестве консультативный ко-партнер, с особенным заданием анализа «Feedback» предприятий и к обеспечению продолжительного качества банковского консультации.

    в. Все партнеры проекта гарантируют, что они приложат все усилия для достижения проектных целей, а также соласно совместным планам действий организуют и разработают учебные мероприятия таким образом, что будет возможно проводить курсы специального профессионального обучения бесперебойно и целенаправленно.

    Этот договор подготовлен в соответственно в 3-х экземплярах: на русском и на немецком языках, оба языка равносильны.

    Дальнейшие детали будут урегулированы планами действий, разработанными партнерами.

    Ежегодный план действия утверждается  вместе в паритетном назначенном координационном комитете.

    Все дополнительные соглашения осуществляются в письменной форме, когда непосредственные партнеры находятся на службе:

    Матиас Фос – директор департамента Фонда сберегательных касс

    Др. Зафар Умаров – директор Агентства по развитию финансового сектора

    Сайдулло Авдуллаев – Генеральный директор Ассоциации банков

    Бонн, «30.04.2012»                      

    Ташкент, «30.04.2012» »

    Ташкент, «30.04.2012»

    Директор департамента

    Фонда сберегательных касс по

    международному сотрудничеству («Шпаркассенштифтунг»)

    Зимрокштрассе 4

    53113 г. Бонн

    Директор

    Агентства по развитию финансового сектора Узбекистана (АРФС)

    Проспект Узбекистанский, 6

    100001 г. Ташкент

    Генеральный директор

    Ассоциации банков

    Республики Узбекистан

    ул. А. Ходжаева, 1.

    100027 г. Ташкент

    г-н Маттиас Фос

    г-н д-р Зафар Умаров

    г-н Сайдулло Абдуллаев

    Приложение: Пример образовательной программы

  • Сотрудничество Республики Узбекистан со Всемирным банком


    С сентября 1992 года Республика Узбекистан является полноправным членом Всемирного банка.

    Узбекистан входит в Швейцарскую группу стран-членов Всемирного Банка наряду с Азербайжаном,  Казахстаном,  Киргизией,  Польшей, Сербией,  Швейцарией, Таджикистаном и Туркменистаном.

    Офисом Всемирного банка от Республики Узбекистан является Министерство экономики.

    В сентябре 1992 года в Ташкенте открыто представительство Всемирного банка.  Начиная с декабря 2014 года его возглавляет г-н Жунхун Чо.

    Количество акций и голосов в структурах Всемирного банка 

    Организация

    Дата вступления

    Кол-во акций

    Кол-во голосов

    МБРР

    21 сентября 1992г.

    249,3 млн.долл (0,12%.)

    3149

    (0,14%)

    МФК

    30 сентября 1993г.

    3,873 тыс. долл (0,15%)

    4693

    (0,17%)

    МАР

    24 сентября 1992г.

    73 936

     (0,29%)

    МИГА

    4 сентября 1993 г.

    401

    (0,18%)  

    Сотрудничество с Всемирным банком базируется на подходе, отраженном в «рамочном» документе «Стратегия содействия стране» (ССС). В разрабатываемой каждые три года стратегии учитываются первоочередные задачи экономического развития страны, показатели эффективности ее экономики и определяются объемы и направления кредитования, аналитической работы и технической помощи со стороны Банка.

    Стратегия партнерства Всемирного банка с Республикой Узбекистан на 2016-2020гг. предусматривает реализацию 31 инвестиционного проекта на общую сумму 5,78 млрд. долл., в т.ч. займ Всемирного банка 3,5 млрд. долл. по таким приоритетным направлениям как модернизация электроэнергетики и повышение энергоэффективности промышленных предприятий (1668 млн. долл.), модернизация транспортной инфраструктуры (457 млн. долл.) и ирригационно-дренажных сетей (211 млн. долл.), развитие коммунальной инфраструктуры (507 млн. долл.), нефтегазовой промышленности (225 млн. долл.), сферы образования и здравоохранения (95 млн. долл.), информационно-коммуникационных технологий (20 млн. долл.) и кредитные линии коммерческим банкам (320 млн. долл.).  

  • Сотрудничество с Исламским Банком Развития (ИБР)


    Республика Узбекистан является полноправным членом Исламским Банком Развития с сентября 2003 года, тогда же в Ташкенте открыто представительство ИБР. Узбекистан входит в группу стран-членов ИБР наряду с Азербайжаном, Албанией, Казахстаном,  Кыргизстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.

    Акционерами ИБР являются страны-члены (56 стран). Количество голосов, на которые имеют право члены ИБР, пропорционально количеству принадлежащих им акций. Республике Узбекистан принадлежит 1344 акций, что составляет 0,03% от подписного капитала ИБР.

    ИБР сотрудничает с Республикой Узбекистан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О членстве Республики Узбекистан в Исламском Банке Развития» №ПКМ-371 от 27 августа 2013 года. Деятельность ИБР осуществляется согласно стратегии, направленной на финансирование государственных проектов по социально-экономическому развитию.

    За годы сотрудничества с ИБР были привлечены заемные средства на общую сумму 1465,4 млн. долл. США за счет собственных ресурсов банка по 30 инвестиционным проектам. В настоящее время в Узбекистане реализуется 15 проектов с участием ИБР, общая сумма которых составляет 1069,4 млн. долл. США. В частности, инвестиции направлены на развитие таких секторов как здравоохранение, народное образование, ирригация и мелиорация, энергетика, водоснабжение, коммунальное хозяйство, дорожная инфраструктура и частное предпринимательство.

    По реализованным проектам в сфере развития дорожной инфраструктуры был построен асфальтовый завод и реконструирована магистральная дорога Ташкент-Термез, общая стоимость инвестиций составила 258,1 млн. долл. США, из которых в т.ч. 179,8 млн. долл. США средства ИБР. Всего по проектам освоено 65,1 млн. долл. США.

    На развитие качества образования в общеобразовательных учреждениях, профессиональных колледжах и высших учебных заведениях были инвестированы средства в размере 99,08 млн. долл. США по 4 проектам, из которых заем ИБР составляет 79,98 млн. долл. США. Всего по проектам в отрасли образования освоено 24,4 млн. долл. США.

    По проектам улучшения качества экстренной медицинской помощи и лечения больных онкологическими заболеваниями, общая стоимость которых составляла 101,82 млн. долл. США, ИБР выделены средства в размере 78,24 млн. долл. США. Всего по проектам в отрасли здравоохранения освоено 23,63 млн. долл. США.

     Развитие сектора коммунального хозяйства предусмотрено 2 проектами на общую сумму 99,68 млн. долл. США, выделенными на усовершенствование системы канализации. Размер инвестиций ИБР за счет собственных средств составил 92,9 млн. долл. США. Всего по проектам в сфере коммунального хозяйства освоено 10,3 млн. долл. США.

    На развитие сектора частного предпринимательства были инвестированы средства в размере 65 млн. долл. США по 5 проектам, полностью профинансированные средствами ИБР.

    По проектам увеличения объемов выращиваемой сельхоз продукции и улучшения системы орошения, общая стоимость которых 338,5 млн. долл. США, ИБР выделены средства в размере 232,7 млн. долл. США. Всего по проектам в отрасли ирригации и мелиорации освоено 36,55 млн. долл. США.

    Развитие сектора энергетики предусмотрено 6 проектами на общую сумму 738,16 млн. долл. США, выделенными на улучшение подачи электроэнергии, качества освещения и энергосбережения и увеличение производства электроэнергии. Размер инвестиций ИБР за счет собственных средств составил 433,1 млн. долл. США. Всего по проектам в сфере энергетики освоено 89,37 млн. долл. США.

    Также, ИБР финансировал проекты, направленные на увеличение объемов добываемого газа, развитие сельской местности путем постройки современного жилья, улучшение авиатранспортной системы, общая сумма которых составляет 313,47 млн. долл. США. Размер инвестиций ИБР за счет собственных средств составил 306,7 млн. долл. США. Всего по проектам освоено 258,83 млн. долл. США. На сегодняшний день 5 заемных проектов находятся на стадии подготовки.

    Касательно грантовых проектов, ИБР были привлечены 5 проектов на общую сумму 577 966,8 долл. США. На сегодняшний день в стадии реализации находится 1 грантовый проект на общую сумму 300 тысяч долл. США.  

  • Сотрудничество Республики Узбекистан с Международным Валютным фондом (МВФ)

    Республика Узбекистан вступила в члены Международного валютного фонда 21 сентября 1992 года. Квота Узбекистана в МВФ составляет 275,6 млн. СДР.

     Республика Узбекистан при голосовании входит в группу из 15 стран, включая Корею, Австралию, Новую Зеландию, Папуа Новую Гвинею, Монголию, Вануату, Соломонские острова, Самоа, Сейшельские острова, Палау, Микронезия, Маршаловы острова, Кирибатти, Тувалу.  

    С сентября 1993г. в Узбекистане начало функционировать представительство МВФ.

    Сотрудничество с МВФ в основном направлено на развитие финансового сектора и стимулирование макроэкономических реформ

    В течение 1995-1996 годов МВФ предоставил  Республике Узбекистан кредиты на общую сумму в 165,2 млн. СДР, из которых 99,75 млн. СДР были в рамках механизма системных преобразований (СТФ) и 65,45 млн. СДР- кредит «Стенд-бай».

    Данные кредитные линии имели целью поддержку государственной программы по осуществлению структурных и институциональных реформ и развитию рыночных отношений в экономике. В части касающейся финансового сектора, финасирование было направлено на расширение операций на внутреннем валютном рынке, усовершенствование законодательства в банковской системе, усовершенствование платежной системы.

    В сентябре 2001 года и в феврале 2006 года были осуществлены последние платежи по погашению кредитов  «Стенд-бай» и СТФ соответственно, после чего обязательства Республики Узбекистан по погашению кредитов МВФ полностью были выполнены.

    В 2002 году  в ходе совместной работы Правительством,  Центральным банком Республики Узбекистан и МВФ был разработан и утвержден «Меморандум экономической и финансовой политики» и «План действий по обеспечению конвертируемости национальной валюты по  текущим международным операциям», который предусматривал   введение конвертируемости сума и принятие Узбекистаном обязательств Статьи VIII Статей Соглашения Международного валютного фонда.

    Конструктивный диалог между Узбекистаном и МВФ способствовал выполнению всех мер, предусмотренных Планом действий, что позволило Республике Узбекистан с 15 октября 2003 года принять обязательства по разделам 2(а), 3 и 4 Статьи VIII по обеспечению конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям.

    В течение последних лет МВФ оказывал техническое содействие по различным направлениям. Одним из них является содействие Центральному банку по разработке мероприятий по улучшению корпоративного управления в банковском секторе.

    Так, согласно рекомендациям  МВФ Центральным банком Республики Узбекистан были разработаны и утверждены в новой редакции положения  «О требованиях к адекватности капитала коммерческих банков», «Классификация качества активов, формирования и использования резервов, создаваемых коммерческими банками на покрытие возможных потерь по ним», «О требованиях к управлению ликвидностью коммерческого банка», «Об операциях между банками и связанными с ними лицами» и «О максимальном размере риска на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков». Данные изменения позволили максимально учесть международные требования по банковскому надзору в национальном законодательстве (Базель III).

    На основании Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» от 24 апреля 2015 года за №УП-4720 и  постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости коммерческих банков и развитию их ресурсной базы» от 6 мая 2015 года за №ПП-2344, а также в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда, Центральным банком были внесены изменения и дополнения в Положение «О корпоративном управлении в коммерческих банках». Согласно данному Положению установлены конкретные требования всем коммерческим банкам по соблюдению принципов корпоративного управления, независимо от доли государственной собственности.

    Республику Узбекистан регулярно посещают миссии Международного валютного фонда с целью проведения консультаций в Правительстве и Центральном банке, а также оказания технической помощи. Деятельность миссий направлена на изучение состояния дел в области экономики, финансового сектора и статистики, а также определение направлений дальнейших экономических реформ.

    Миссии технического содействия МВФ Узбекистану

    STA

    Национальные счета, цены и статистика баланса счетов

    Май 2007

    LEG

    AML/CFT

    Январь, Март/Апрель 2009

    FAD

    Управление государственным бюджетом

    Февраль 2010

    FAD

    Инспекция

    Июнь 2007, Октябрь 2008, Ноябрь/Декабрь 2009, Июнь, Сентябрь 2011

    STA

    Кредитно-денежная и финансовая статистика

    Февраль 2011

    MCM

    Банковский надзор

    Май/Апрель, Октябрь 2012, Февраль 2013

    STA

    Система распространения общих данных

    Март 2013

    STA

    Кредитно-денежная и финансовая статистика

    Май 2013

    FAD

    Налоговое ведомство

    Март, Октябрь 2013

    STA

    Финансовая статистика государства

    Сентябрь/Октябрь 2013

    MCM

    Корпоративное управление в коммерческих банках

    Апрель/Май 2014