Лицензирование банка состоит из двух стадий:
- Получение предварительного разрешения на учреждение банка
- Регистрация банка с одновременной выдачей лицензии на осуществление банковской деятельности.
Получение предварительного разрешения на учреждение банка
Учредители, не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора, представляют в Центральный банк Электронное заявление о выдаче предварительного разрешения на открытие банка или скачать форму для оформления заявление о выдаче предварительного разрешения на открытие банка.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) учредительный договор (в трех экземплярах, один из которых является подлинным), подписанный учредителями и заверенный их печатями (если учредитель является частным предпринимателем или юридическим лицом). Подписи физических лиц и копии учредительных договоров заверяются нотариальными конторами (за исключением единственных учредителей);
2) устав банка, утвержденный учредителями и подписанный председателем Совета банка (в трех экземплярах);
3) протокол учредительного собрания в трех экземплярах. В этом документе должны быть решения о создании банка, размере уставного капитала, утверждении устава и бизнес-плана, избрании Совета, Правления банка и ревизионной комиссии. Копии протокола заверяются председателем Совета банка;
4) документы, содержащие следующую информацию об учредителях:
а) сведения обо всех учредителях, утвержденные председателем Совета банка;
б) по учредителям - физическим лицам:
- сведения о лицах, владеющих одним и более процентов голосующих акций создаваемого банка и их близких родственниках;
- дополнительно сведения о лицах, владеющих пятью и более процентами голосующих акций создаваемого банка;
- дополнительно налоговую декларацию за последние два года о лицах (за исключением физических лиц-резидентов, участвующих в уставном капитале частного банка), владеющих десятью и более процентами голосующих акций создаваемого банка;
в) по учредителям - юридическим лицам:
- копию свидетельства о государственной регистрации и платежные реквизиты;
- сумму взносов в уставный капитал создаваемого банка (в том числе в процентном отношении от общей суммы уставного капитала);
- балансовые отчеты за последние три года, в том числе на две последние отчетные даты, заверенные налоговыми органами и аудиторской фирмой;
- об учредителях, владеющих пятью и более процентами голосующих акций создаваемого банка - дополнительно копию свидетельства о государственной регистрации и платежные реквизиты каждого участника, участвующего в уставном капитале этого юридического лица, а также размер их доли (в процентном выражении);
- в случае если в уставном капитале юридического лица присутствует крупный участник - физическое лицо, информацию о нем;
- сведения о членах Совета и Правления юридического лица - учредителя создаваемого банка.
г) сведения о связанных лицах:
- следующие сведения об учредителе - физическом (юридическом) лице или о близких родственниках учредителя - физического лица, юридических лицах, могущих повлиять на деятельность юридического лица в связи с участием в его уставном фонде либо иным способом, а также доли (если она имеется) учредителя - юридического лица в уставном фонде:
- копию свидетельства о государственной регистрации и платежные реквизиты;
- перечень учредителей и сумму взносов в уставный капитал этого юридического лица (в том числе, в процентном отношении от общей суммы уставного капитала);
- сведения о финансовом состоянии (финансовый отчет, в том числе сведения о выпущенных облигациях, полученных кредитах и банковских гарантиях);
- фамилию, имя, отчество руководителя юридического лица;
5) об учредителях, владеющих пятью и более процентами голосующих акций создаваемого банка, дополнительно представляются сведения о любых правовых санкциях, примененных к ним судом или государственными органами на протяжении последних пяти лет до представления заявления. Центральный банк вправе при необходимости запросить сведения, указанные в настоящем подпункте, об учредителях, которые владеют менее 5 процентов голосующих акций создаваемого банка.
6) список членов Совета создаваемого банка с указанием председателя и его заместителей, а также председателя Правления и других руководящих сотрудников, в том числеформа включая сведения о предыдущей трудовой деятельности, уровне образования, правовых санкциях, примененных к ним, а также сведения, подтверждающие их соответствие требованиям к руководящим сотрудникам, установленным Центральным банком.
7) организационная структура банка;
8) положение о службе внутреннего аудита банка;
9) положение о внутренней кредитной политике банка;
10) бизнес-план банка. В нем нужно раскрыть стратегию, направления, масштабы, финансовые перспективы деятельности банка и другие необходимые данные;
11) нотариально либо иным способом удостоверенный документ, подтверждающий полномочия представителя на подачу заявления от имени учредителей;
12) положение об инвестиционной политике банка. В положении об инвестиционной политике банка, утвержденном Советом банка, должно отражаться следующее:
- стратегия и цели инвестиций;
- виды и формы ценных бумаг, планируемых для инвестирования банковских средств, сроки осуществления инвестиций;
- ограничение накопления акций по эмитентам ценных бумаг и областям их деятельности;
- оценка безопасности и качества вкладов в ценные бумаги;
- оценка финансового положения и управленческого опыта эмитента ценных бумаг;
- осуществление диверсификации инвестиций;
13) положение об эмиссионной политике банка. В положении об эмиссионной политике банка, утвержденном Советом банка, должно отражаться следующее:
- стратегия и цели эмиссионной деятельности;
- виды и формы ценных бумаг, планируемых для выпуска банком, сроки эмиссии;
- сохранение ликвидности и обращения ценных бумаг;
- обеспечение своевременного возмещения долговых обязательств;
14) документ, подтверждающий оплату сбора за рассмотрение заявления.
В протоколе учредительного собрания должны быть решения об утверждении документов, указанных в подпунктах 7-9, 12 и 13 настоящего пункта, а также об избрании председателя Совета.
В резюме, личной балансовой ведомости и бизнес-плане банка на все вопросы должны быть даны полные ответы. Документы, представляются в трех экземплярах.
Оригиналы всех прилагаемых документов должны вручаться заявителем непосредственно в Центральный банк.
Регистрация банка с одновременной выдачей лицензии на осуществление банковской деятельности
Банки получают статус юридического лица с момента их регистрации Центральным банком в Книге регистрации коммерческих банков. Одновременно с регистрацией им выдается лицензия.
Для регистрации и получения лицензии учредители не позднее чем через шесть месяцев после получения предварительного разрешения должны выполнить следующие требования:
а) представить заявление о регистрации банка и выдаче лицензии за подписью уполномоченного лица
б) выполнить все требования, предусмотренные настоящим Положением, необходимые для регистрации банка и получения лицензии;
в) в соответствии с разделом IX настоящего Положения обеспечить защиту помещений банка, оборудовать их инженерно-техническими защитными средствами, подготовить программное обеспечение;
г) сформировать уставный капитал в размере не ниже минимального размера, установленного Центральным банком, а также представить документы, подтверждающие направление платежей в уставной капитал и список акционеров;
д) представить положительное заключение Центрального банка об оценке профессионального соответствия председателя правления банка и его заместителей, главного бухгалтера и его заместителей занимаемым должностям;
е) представить электронные копии (файлы) всех документов, перечисленных в пункте 49 настоящего Положения.
Оригиналы всех прилагаемых документов должны вручаться заявителем непосредственно в Центральный банк.