Инфляционные ожидания населения и предприятий
Инфляционные ожидания являются важным показателем, отражающим ожидания населения, бизнеса и участников финансовых рынков относительно будущих изменений цен. Они оказывают значительное влияние на текущую инфляцию, уровень заработной платы, потребительскую и инвестиционную активность.
Предприниматели при установлении цен на свою продукцию основываются на инфляционных ожиданиях. В случае ожидания ускорения инфляции они могут заранее повышать цены, чтобы компенсировать будущие затраты, связанные с изменением цен.
Кроме того, опасения работников по поводу ускорения роста цен проявляются в увеличении их требований на повышение заработной платы. Это приводит к росту затрат работодателей на оплату труда и удорожанию конечной продукции.
С точки зрения спроса потребители, опасаясь будущего роста цен, могут заранее приобретать товары для удовлетворения своих будущих потребностей. В результате формируется спрос, превышающий текущую необходимость, что также способствует росту цен.
Центральный банк Республики Узбекистан в рамках разработки денежно-кредитной политики уделяет особое внимание изучению и анализу инфляционных ожиданий населения и предпринимателей, а также их стабилизации около 5-процентного таргета по инфляции.