Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Основные направления монетарной политики на 2018 год

Дата обновления:  26 мая 2019, 15:41
28 дек 2017

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2018 ГОД

ВВЕДЕНИЕ

I. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ТЕКУЩЕГО ГОДА И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ 2017 ГОДА

1.1. Экономические условия для проведения денежно-кредитной политики
1.2. Анализ внешнеэкономической деятельности
1.2.1. Экономическое положение в мире и в странах - основных торговых партнерах Узбекистана
1.2.2. Динамика мировых цен по основным экспортным и импортным товарам
1.2.3. Основные показатели внешнеэкономической деятельности
1.3. Инфляция
1.4. Анализ денежно-кредитной политики
1.4.1. Формирование и изменение предложения денег в экономике
1.4.2. Анализ применения инструментов денежно-кредитной политики
1.4.3 Анализ процентных ставок и межбанковского денежного рынка
1.4.4. Анализ валютного рынка

II. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НА 2018 ГОД

2.1. Перспективы развития экономики в 2018 году
2.2. Цели и задачи денежно-кредитной политики в 2018 году
2.2.1. Прогнозные параметры денежно-кредитной политики на 2018 год
2.2.2. Меры по повышению эффективности денежно-кредитной политики в 2018 году
2.2.3. Возможные риски, влияющие на эффективность денежно-кредитной политики


ВВЕДЕНИЕ

2017 год стал переломным в социально-экономическом развитии страны. Произошедшие в течение года коренные изменения во всех отраслях экономики и в регулировании макроэкономических процессов обусловили, а также создали дополнительные возможности для проведения соответствующей новым условиям денежно-кредитной политики и реализации целенаправленных мер по ее качественному совершенствованию.

С учетом новых экономических реалий в целях предотвращения снижения внутренней покупательной способности национальной валюты, вследствие роста темпов инфляции, начиная с 2018 года, при осуществлении денежно-кредитной политики основное внимание будет уделяться обеспечению стабильности уровня цен в экономике. В связи с этим предусматривается внесение изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан».

Конечной целью деятельности Центрального банка является замедление темпов роста уровня инфляции по индексу потребительских цен (ИПЦ) и сохранение их на стабильно низком уровне посредством осуществления соответствующих мер денежно-кредитной политики.

Дальнейшее снижение темпов роста цен и сохранение инфляции на стабильно низком уровне является одним из важнейших условий развития экономики в средне- и долгосрочной перспективе. В частности, низкий уровень инфляции и инфляционных ожиданий способствует росту объемов долгосрочных инвестиций в экономику и формированию необходимых для этого сбережений.

В 2018 году ожидается увеличение темпов роста экономики по сравнению с показателями 2017 года, в том числе за счет усиления инвестиционной активности в результате повышения прозрачности макроэкономической политики и улучшения предпринимательской среды и внешнеторговых условий.

В предстоящем году планируется также продолжить мероприятия по минимизации влияния монетарных факторов на инфляцию.

Как показывает мировая практика и предварительные расчеты, в периоды осуществления структурных реформ, связанных с либерализацией цен, валютной политики и внешнеэкономической деятельности для приспособления экономики к новым условиям требуется определенное время. В целом этот процесс сопровождается наличием относительно высокого уровня инфляционного давления.

В целях предотвращения инфляционных рисков меры по обеспечению стабильности уровня цен будут осуществляться во взаимодействии и при согласованности действий с Правительством и соответствующими министерствами на основе подходов, которые доказали свою эффективность в международной практике.

При этом основное внимание будет уделено своевременному и полному осуществлению мероприятий, предусмотренных на 2018 год в «Комплексе мер по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в период 2017-2021 годы и поэтапному переходу к режиму инфляционного таргетирования», а также укреплению экономических и правовых основ обеспечения стабильности цен в средне- и долгосрочном периодах.


I. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2017 ГОДУ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ГОДА

 1.1. Экономические условия для проведения денежно-кредитной политики

В 2017 году макроэкономическая ситуация в стране формировалась в условиях осуществления последовательных мероприятий по либерализации экономики и внутреннего валютного рынка, расширения программ комплексного и пропорционального развития регионов, а также наличия высокого инфляционного давления.

На протяжении последних трех лет наблюдалось укрепление реального эффективного курса национальной валюты вследствие девальвации обменных курсов национальных валют стран - основных торговых партнеров. В связи с этим в целях сохранения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, в первой половине 2017 года обменный курс национальной валюты был девальвирован более быстрыми темпами.

Одним из факторов стимулирования экономической активности в реальном секторе стало значительное увеличение объемов экспорта товаров и услуг в результате поэтапной либерализации внешнеэкономической деятельности и улучшения экономических условий в странах - основных торговых партнерах.

Ускоренная девальвация официального обменного курса в январе-августе 2017 года и дальнейшее усиление ожиданий, связанных с либерализацией внутреннего валютного рынка для населения и субъектов предпринимательства, оказали разнонаправленное влияние на инвестиционную активность в экономике.

Так, наблюдался рост кредитной активности коммерческих банков в результате расширения программ социально-экономического развития страны и ее регионов, а также широкого привлечения населения к предпринимательской деятельности. Это, в свою очередь, привело к значительному повышению предложения денег и совокупного спроса в экономике в январе-июне текущего года и, как следствие, ускорению темпов инфляции.

Меры по либерализации валютного рынка во второй половине года обусловили существенное изменение макроэкономических условий для проведения денежно-кредитной политики. В частности, либерализация валютного рынка способствовала ускорению процесса перетока денежных средств из внебанковского оборота в банковскую систему, а также укреплению экономических предпосылок для повышения эффективности денежно-кредитной политики.

1.2. Внешнеэкономические условия и деятельность

В текущем году восстановление темпов экономического роста в мире, в том числе в странах - основных торговых партнерах, формирование благоприятной конъюнктуры на внешних рынках, а также либерализация валютного рынка и внешнеэкономической деятельности, включая проводимую работу по развитию экономических связей с соседними странами, способствовало существенному увеличению внешнеторгового оборота страны.

1.2.1.Экономическое положение в мире и в странах - основных торговых партнерах Узбекистана

Согласно пересмотренным прогнозам Международного валютного фонда, рост мировой экономики в 2017 году повысится на 0,4 процентных пункта против 2016 года (3,2 процента) и составит 3,6 процента. В частности, в группе развивающихся стран ожидается повышение темпов роста с 4,3 процента в 2016 году до 4,6 процента до конца текущего года и в развитых странах - с 1,7 процента до 2,2 процента соответственно.

Текущие и прогнозируемые темпы роста мировой экономики обусловлены следующими основными факторами:

- повышение экономической активности по сравнению с предыдущим годом в таких крупных развивающихся странах, как Китай, Бразилия и Россия, и развитых странах, как США, Япония, Германия, Италия, Канада и Франция;

- повышение производительности труда в экономике и положительные результаты вложенных в предыдущие годы инвестиций в мировой экономике в развитие науки, техники и технологий в целях предотвращения отрицательных последствий мировых финансовых кризисов и снижения цен на сырьевые товары;

- стабильный рост совокупного спроса в крупных развитых и развивающихся странах, расширение производства в результате дальнейшего оживления глобальной инвестиционной активности, а также дальнейшее повышение международных торговых показателей;

 

- развитие экономических связей в рамках проекта «Один пояс – один путь», который соединяет Европейский и Азиатский континенты.

Ожидаются также положительные изменения в странах - основных торговых партнерах Узбекистана. В частности, после снижения на 0,2 процента в 2016 году, в России по итогам текущего года темпы экономического роста прогнозируются на уровне 1,8 процента. В Казахстане ожидается оживление по сравнению с предыдущим годом (рост на 1,1 процента) и по итогам 2017 года прогнозируется повышение темпов экономического роста до 3,3 процента.

Ожидается восстановление экономического роста в Китае и Турции, где темпы роста по итогам 2017 года составят соответственно 6,8 и 5,1 процента.

1.2.2. Динамика мировых цен по основным экспортным и импортным товарам

Стабильные темпы роста мировой экономики и внешнего спроса в странах - основных торговых партнерах в текущем году обусловили положительную динамику мировых цен для Узбекистана.

Тенденция снижения с 2014 года цен на сырьевые товары на мировом рынке замедлилась в 2017 году, и началось восстановление цен. В текущем году на мировых сырьевых товарных биржах цены на топливо оставались почти неизмененными, а на драгоценные и цветные металлы повысились.


В частности, в отчетном периоде цены на медь и золото, которые считаются основными экспортируемыми товарами Узбекистана, по сравнению с началом года повысились соответственно на 16 и 11 процентов.

Цены на хлопок повысились в январе-мае, а во втором полугодии произошло их снижение, в результате чего цены остались почти неизменными по сравнению с началом года. Цены на продовольственные товары, металлы и натуральный газ оставались неизменно на высоком уровне.

Такие факторы, как рост объема операций на мировом рынке финансовых ресурсов, обесценение курса доллара США и геополитические риски, а также повышение спроса на ювелирные изделия в Индии и Китае в первом полугодии текущего года, способствовали повышению спроса на золото, в результате чего в начале сентября текущего года цены на золото повысились до 1350 долл. США за унцию. С другой стороны, под влиянием повышения процентных ставок Федеральной Резервной Системы США в октябре стоимость доллара стала восстанавливаться и цена на золото снизилась до 1280 долл. за унцию.


В отчетном периоде динамика цен на нефть демонстрировала два противоположных тренда.

В частности, в первом полугодии 2017 года цены на нефть марки «Брент» снизились на 15,7 процента. Увеличение объемов производства нефти в странах, не входящих в ОПЕК – Канаде, США, Европе и Латинской Америке – способствовало повышению предложения этого товара на рынке топлива и, соответственно, снижению цен на него.

В третьем квартале текущего года принятие решения о продлении соглашения «ОПЕК плюс» до марта 2018 года, а также снижение производства нефти в Венесуэле и России, способствовали повышению цен на этот продукт на 20,1 процента, и по итогам 9 месяцев цены на нефть по сравнению с началом года повысились на 1,3 процента.

В январе-сентябре текущего года наблюдалось заметное снижение цен на отдельные виды основных импортируемых в Узбекистан товаров: мировые цены на сахар по сравнению с началом года снизились на 22,2 процента, а на растительное масло - на 6,1 процента.


1.2.3.  Основные показатели внешнеэкономической деятельности

За 9 месяцев 2017 года внешнеторговый оборот Узбекистана по сравнению с предыдущим годом повысился на 16,7 процента и составил около 20 млрд. долл. США. При этом, объем экспорта товаров и услуг повысился на 25,6 процента и составил 10,4 млрд. долл. США, а объем импорта вырос на 8,4 процента и составил 9,6 млрд. долл. США.

Высокие темпы роста экспорта обеспечивались со стороны экспорта продовольственных товаров (темп роста 23,5 процента и доля в общем объеме экспорта 5,7 процента), энергоносителей и нефтепродуктов (11,3 и 13,4 процента), черных и цветных металлов (24,8 и 6,2 процента), машин и оборудования (60,5 и 2,4 процента), услуг (10,8 и 24,9 процента). Вместе с тем, экспорт хлопка снизился на 18,6 процента (доля 2,7 процента), химической продукции - на 2,2 процента (доля 6,3 процента).

Рост импорта обуславливался увеличением импорта химической продукции (темп роста 5,6 процента и доля в общем объеме импорта 17,1 процента), энергоносителей и нефтепродуктов (13,5 и 5,2 процента), машин и оборудования (1,8 и 38,7 процента), услуг (22,5 и 7,3 процента). В то же время, импорт продовольственных товаров снизился на 8,2 процента (доля в объеме импорта 10,2 процента).


За данный период в общем объеме экспорта 15,7 процента приходилось на Российскую Федерацию, 14,3 процента - Китай, 8,0 процентов - Казахстан, 6,0 процентов - Турцию и 4,1 процента -Афганистан.

Доля Российской Федерации в общем объеме импорта составила 20,3 процента, Китая - 20,9 процента, Республики Корея - 9,2 процента, Казахстана - 7,5 процента, Турции - 4,8 процента, Германии - 4,7 процента и Украины - 1,3 процента.


По итогам 2017 года ожидается сохранение динамики роста объемов экспорта и положительного сальдо внешнеторгового оборота.

1.3. Инфляция

Согласно данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, в январе-сентябре 2017 года уровень инфляции, рассчитанный по индексу потребительских цен, составил 9,3 процента.

Основными причинами инфляционного давления, наблюдаемого в первом полугодии текущего года, стало увеличение высокими темпами объемов кредитования экономики и денежной массы, а также девальвация валютного курса.

В отчетном периоде, наряду с монетарными факторами, на уровень инфляции существенное влияние оказали традиционные сезонные факторы и факторы предложения.

В структуре инфляции по группам товаров цены на продовольственные и непродовольственные товары выросли больше, чем цены на услуги. В частности, цены на продовольственные товары выросли на 9,4 процента (в 2016 году снизились на 2,5 процента), и их влияние на уровень инфляции составило 4,1 процента.

В составе этой товарной группы наблюдалось существенное повышение цен на говядину, баранину и птицу, а также на некоторые виды фруктов и овощей под влиянием факторов сезонного характера.

Наряду с этим, повышение быстрыми темпами цен на отдельные продовольственные товары связано с сокращением производства этих товаров по разным причинам (снижение объема урожая в 2016/2017 гг., болезни и вредители сельхозкультур, нестабильность предложения этих товаров на внутреннем рынке в зимне-весенний период).

В результате увеличения объемов экспорта отдельных продовольственных товаров на внутреннем рынке наблюдалось снижение предложения этих товаров. В частности, в январе-августе экспорт моркови повысился в 3 раза, яблок – в 2,3 раза, помидоров – в 1,4 раза. Кроме того, отмена ограничений на экспорт яиц способствовала повышению цен на этот продукт на внутреннем рынке на 10 процентов.


Цены в группе непродовольственных товаров повысились на 10,3 процента (в 2016 году повышение на 7,2 процента), а их влияние на уровень инфляции составило 3,7 процента. Так, одежда подорожала на 10,9 процента, обувь – на 10,2 процента, строительные материалы – на 10,7 процента, основные бытовые товары – на 11,5 процента, моющие и чистящие средства – на 11,2 процента, культтовары - на 9,5 процента, средства связи - на 10,7 процента. Повышение цен на эти товары, в основном, было вызвано ростом импортных цен вследствие ускоренных темпов девальвации валютного курса.

Тарифы на услуги, в целом, выросли на 7,2 процента (за январь-октябрь 2016 года повышение на 9,6 процента), и их влияние на общий уровень цен составило 1,5 процента. Цены на жилищно-коммунальные услуги повысились на 6,8 процента, пассажирский транспорт – на 6,9 процента, железнодорожный транспорт – на 17,7 процента, воздушный транспорт – на 48,2 процента, услуги связи - на 23,8 процента, услуги детских дошкольных учреждений - на 8,3 процента.

Принимая во внимание сложившуюся динамику цен в текущем году, инфляция по итогам года прогнозируется на уровне 12-14 процентов.

1.4 Анализ денежно-кредитной политики

1.4.1. Формирование и изменение предложения денег в экономике

Активное расширение в первой половине текущего года программ комплексного и пропорционального социально-экономического развития регионов страны, а также увеличение объемов кредитования экономики, в том числе предпринимательской деятельности, привели к ускорению темпов роста денежной массы.

В первой половине 2017 года остаток совокупного кредитного портфеля коммерческих банков вырос на 32 процента, а объем денежной массы - на 15 процентов.

Наблюдалось увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы. Рост объемов наличных денег в обращении обуславливался в основном увеличением спроса на наличные деньги в связи с обеспечением своевременных выплат социальных и первоочередных платежей, а также непропорциональным ростом поступлений наличных денег в кассы банков вследствие имеющихся на тот момент проблем на внутреннем валютном рынке.

Ускоренный рост объемов кредитования и наличных денег в обращении привел к снижению ликвидности во многих банках и в целом по банковской системе за этот период в 2,5 раза.

В сложившейся ситуации, в целях обуздания инфляционных процессов и ограничения темпов роста денежной массы, а также оптимизации объемов кредитования экономики, с 28 июня текущего года ставка рефинансирования Центрального банка была повышена с 9 до 14 процентов.

В то же время, для своевременного предотвращения отрицательного влияния ускоренного роста кредитного портфеля на финансовое положение коммерческих банков были усилены меры банковского надзора.

Ужесточение денежно-кредитной политики позволило снизить с июля текущего года темпы роста объемов кредитования и денежной массы, а также ограничить возникшее инфляционное давление.

Снижение с июля 2017 года темпов роста кредитов и денежной массы свидетельствует о сдерживающем характере монетарных факторов во второй половине года. 


Среднемесячные темпы роста остатка кредитов и денежной массы в национальной валюте снизились с 4,7 и 2,3 процента в первой половине текущего года до 0,1 и 0,2 процента соответственно в июле-октябре. В этот же период наблюдалось увеличение объемов кредитования в иностранной валюте.

Исполнение государственного бюджета с профицитом, а также увеличение остатков денежных средств на счетах бюджета и внебюджетных фондов за 10 месяцев 2017 года явилось фактором сдерживания роста денежной массы. За январь-октябрь текущего года значительно вырос остаток денежных средств на счетах правительства. Данное увеличение объясняется, в основном, ростом экспортной выручки в пересчете на национальную валюту и поступлений от производства драгоценных металлов в результате перехода на рыночные механизмы формирования курса национальной валюты.

В целом ожидается сохранение антиинфляционной динамики денежной массы до конца текущего года, в результате чего темпы роста денежной массы в национальной валюте по итогам года будут в пределах 17-20 процентов.

1.4.2. Анализ применения инструментов денежно-кредитной политики

Активизация операций Центрального банка по предоставлению коммерческим банкам краткосрочных кредитов под залог иностранной валюты и проведение своп-операций расширили возможности для эффективного использования денежно-кредитных инструментов в регулировании ликвидности банковской системы.

Центральным банком были выданы коммерческим банкам кредиты в размере 1,4 трлн. сумов, в том числе в июле - 689 млрд. сумов, в августе - 466 млрд. сумов и в сентябре - 262 млрд. сумов. С учетом погашенных кредитов в августе (131,7 млрд. сумов), в сентябре (848,9 млрд. сумов) и в октябре (313,2 млрд. сумов) остаток непогашенных коммерческими банками кредитов по состоянию на 1 ноября т.г. составил 84,4 млрд. сумов.

В сентябре и октябре т.г. погашение кредитов Центрального банка объясняется удовлетворением спроса банков на ликвидность посредством продажи коммерческими банками на валютной бирже валютных средств, ранее использованных в качестве залога в условиях перехода на рыночные механизмы формирования валютного курса.

Кредитами Центрального банка за прошедший период воспользовались 11 коммерческих банков. При этом 62 процента данных операций приходилось на долю системно значимых банков, в том числе Халкбанка, Асакабанка, Агробанка, Кишлок курилиш банка.

В целом, предоставление Центральным банком кредитов рефинансирования способствовало повышению эффективности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Это создало условия для оказания эффективного воздействия, в первую очередь, на изменение процентных ставок на межбанковском денежном рынке, кредитов и депозитов коммерческих банков, динамики денежных агрегатов, и, как следствие, позволило поэтапно снизить влияние монетарных факторов на уровень инфляции в экономике.

Активизация указанных операций позволила также своевременно удовлетворять спрос на краткосрочную ликвидность со стороны банковской системы и поддерживать стабильную работу платежной системы. 


Исходя из сложившейся ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере, при регулировании ликвидности коммерческих банков был гибко использован инструмент обязательных резервов.

По состоянию на 1 ноября 2017 года остаток средств на счетах обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке увеличился с начала года на 32 процента (с 3,9 трлн. сумов до 5,2 трлн. сумов). Этот рост объясняется реальным ростом депозитной базы коммерческих банков и увеличением сумового эквивалента депозитов в иностранной валюте.

Удельный вес средств в национальной валюте в структуре обязательных резервов снизился с 60 процентов в начале года до 8 процентов по состоянию на 1 ноября текущего года. Это, в свою очередь, отражает сохранение на высоком уровне спроса со стороны коммерческих банков на ликвидность в национальной валюте и показывает, что данный инструмент служил одним из основных источников покрытия дефицита ликвидности в сумах.

1.4.3. Анализ процентных ставок и межбанковского денежного рынка

Снижение объема ликвидности в коммерческих банках, в свою очередь, привело к увеличению объемов операций по привлечению денежных средств на межбанковском денежном рынке. В частности, объем операций на межбанковском денежном рынке в январе-сентябре текущего года увеличился в 1,9 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 7,1 трлн. сумов. При этом, только в мае он увеличился по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года в 4,5 раза и составил 1,2 трлн. сумов.

Вследствие повышения ставки рефинансирования средняя процентная ставка на межбанковском денежном рынке повысилась с 7,9-9,2 процента в январе-июне до 12 процентов в июле и 12,2 процента в августе. Вместе с тем, за счет улучшения состояния ликвидности в коммерческих банках средневзвешенная процентная ставка снизилась до 12,1 процента в сентябре и 11,75 процента в октябре. В течение октября коридор процентных ставок по операциям на межбанковском денежном рынке составил 11-14,5 процента.

В свою очередь, наблюдалось повышение процентных ставок коммерческих банков. Так, средневзвешенная процентная ставка по кредитам, выделенным в 2017 году (без учета льготных кредитов), повысилась с 14,1 процента в первом полугодии до 16,8 процента в октябре текущего года.


Также наблюдалось повышение процентных ставок по депозитам. Если в январе-июне 2017 года средневзвешенная процентная ставка по срочным депозитам юридических и физических лиц составила 11,9 процента, то данный показатель в июле-октябре составил соответственно 12,9, 13,5, 15,2 и 14,2 процента. При этом увеличение происходило, в основном, за счет процентных ставок по срочным депозитам юридических лиц. В частности, процентные ставки по данным депозитам повысились с 6,4 процента в июле до 9,8 процента в августе, 11,4 процента в сентябре, но снизились до 10,9 процента в октябре. Данная динамика также происходит вследствие взаимосвязи между изменением объемов ликвидности банковской системы и процентных ставок.

Увеличение процентных ставок по кредитам и депозитам произошло, в основном, за счет увеличения процентных ставок по краткосрочным ресурсам.

На изменение процентных ставок также оказали воздействие такие факторы, как снижение объемов ликвидности в банках и сокращение объемов операций между коммерческими банками на межбанковском денежном рынке.

1.4.4. Анализ валютного рынка

Внедрение рыночных механизмов формирования валютного курса и либерализация деятельности внутреннего валютного рынка с сентября текущего года создали прочную основу для осуществления кардинальных положительных изменений не только в денежно-кредитной сфере, но и в экономике в целом.

Проведение данных реформ способствует разрешению накопившихся проблем в сфере денежного обращения, привлечению в банковскую систему денежных средств из внебанковского оборота, а главное – повышению эффективности денежно-кредитной политики.

В свою очередь, формирование валютного курса на основе рыночных механизмов, т.е. текущего соотношения спроса на иностранную валюту и её предложения, служит построению эффективного механизма распределения валютных ресурсов в экономике.

В течение сентября-ноября 2017 года коммерческими банками были куплены у населения валютные средства в размере около 730 млн. долл. США. Учитывая, что данные валютные средства ранее находились в обороте неформального рынка, можно считать, что они служат дополнительным источником предложения на валютной бирже.

В целом, в сентябре-ноябре 2017 года средний объем операций на валютной бирже увеличился почти в 1,5 раза, а объем продажи валютной выручки со стороны экспортеров вырос более чем 2 раза по сравнению со средним показателем первого полугодия т.г.

Учитывая, что основная часть внешнеторговых операций осуществляется в долларах США, при определении обменного курса сума по отношению к другим валютам как операционная цель использовался курс сума по отношению к доллару США.

В данном периоде изменения курса сума по отношению к доллару США отражали динамику общего спроса и предложения на валютном рынке.

В частности, в результате превышения объема предложения над объемами спроса на внутреннем валютном рынке, обменный курс на валютной бирже в сентябре-ноябре повысился с 8110 сум/долл. до 8054 сум/долл.

В октябре и ноябре текущего года динамика спроса и предложения имела изменчивый характер. В ноябре т.г. вследствие относительно большего объема спроса на иностранную валюту наблюдалось снижение обменного курса сума до 8099 сум/долл.

Относительно небольшие колебания в динамике обменного курса сума (в районе 1 процента) в течение последних трех месяцев оказывают положительное влияние на формирование стабильных ожиданий по обменному курсу в экономике и повышение объемов вкладов и инвестиций в национальной валюте.

Более высокая доходность вкладов в национальной валюте по сравнению с вкладами в иностранной валюте отражается в стабильном повышении объемов срочных депозитов населения в национальной валюте. В частности, только в сентябре-ноябре т.г. наблюдалось увеличение объемов данных депозитов на 13 процентов.


2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НА 2018 ГОД

В 2018 году денежно-кредитная политика будет направлена на обеспечение полноценного выполнения утвержденных на предстоящий год планов в соответствии с «Комплексом мер по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в период 2017-2021 годы и поэтапному переходу к режиму инфляционного таргетирования», предупреждение резкого увеличения инфляционного давления и рисков в период экономических реформ и укрепление экономической и правовой базы для эффективного обеспечения стабильности цен в экономике. 

2.1. Перспективы развития экономики в 2018 году

Либерализация валютного рынка и сферы внешнеторговой деятельности, меры по улучшению инвестиционного климата и бизнес- среды, а также продолжение мероприятий в данных направлениях являются основными факторами, которые будут определять развитие экономики республики в 2018 году.

 Прогнозируемое в 2018 году дальнейшее оживление темпов экономического роста в мире и основных торговых партнерах нашей страны также создадут благоприятные условия для экономического роста в республике.

Международными экспертами также положительно оцениваются перспективы развития в 2018 году стран - основных торговых партнеров нашей страны.

В частности, прогнозируемый рост экономики России и Турции приведет к повышению внутреннего и внешнего спроса в этих странах. Основным фактором экономического роста в Казахстане будет введение в эксплуатацию новых месторождений нефти и повышение объемов добываемого сырья.

Предполагается, что темпы роста экономики Китая в 2018 году немного замедлятся и составят 6,5%.

Наряду с этими положительными прогнозами, в мировой экономике сохраняется ряд неопределенностей, в том числе риски политических изменений в США и Великобритании, а также другие геополитические и финансовые риски.

В целом, по предварительным прогнозам, в 2018 году в нашей стране темпы экономического роста составят 5,5-6,0 процентов, ожидается исполнение Государственного бюджета с профицитом и положительное сальдо платежного баланса страны, в том числе по счету текущих операций.

Положительное сальдо платежного баланса и счета текущих операций, в свою очередь, послужит укрепляющим фактором стабильности обменного курса сума.

В предстоящем 2018 году также прогнозируются сохранение определенного инфляционного давления в экономике и рисков роста цен, в основном, из-за немонетарных факторов:

а) корректировка внутренних цен к внешним ценам в условиях либерализации экономической деятельности;

б) рост цен на энергоресурсы, в особенности, на бензин, дизельное топливо и электроэнергию в результате повышения себестоимости производства в рыночных условиях, в том числе из-за увеличения затрат на импорт необходимого сырья;

в) повышение зарплаты, пенсий и других социальных выплат.

Расширение программ социально-экономического развития, а также ускорение строительных работ может привести к сравнительно быстрому увеличению темпов совокупного, в том числе инвестиционного спроса, что будет оказывать повышающее давление на инфляцию.

В 2018 году также ожидается усиление инфляционных рисков в экономике из-за воздействия внешних факторов. В частности, увеличение объема экспорта продукции за счет роста внешнего спроса со стороны основных торговых партнеров и укрепления конкурентоспособности местных производителей в результате экономической и валютной либерализации, увеличение международных денежных переводов, а также положительные ожидания относительно притока капитала в страну из внешних источников могут привести к усилению давления на стабильность цен на внутреннем рынке.

Необходимо подчеркнуть, что переход в 2018 году к расчету уровня инфляции на основе метода фиксированных весов, широко используемого в международной практике, также приведет к изменению показателей инфляции по сравнению с предыдущими годами.

Таким образом, текущая ситуация и прогнозы показывают, что темпы инфляции в 2018 году, как и в текущем году, будут высокими, составив в годовом исчислении 11,5-13,5 процента.

Исходя из этого, Центральный банк будет принимать все необходимые меры по снижению темпов инфляции до однозначных показателей в возможно короткие сроки.

Принимая во внимание имеющиеся инфляционные ожидания и риски, Центральный банк намерен сохранить установленную ставку рефинансирования в течение 2018 года.

2.2. Цели и задачи денежно-кредитной политики на 2018 год

Денежно-кредитная политика в 2018 году будет проводиться в условиях сравнительно высоких инфляционных ожиданий.

Исходя из этого, в предстоящем году в проведении денежно-кредитной политики основное внимание будет уделено созданию необходимых условий для обеспечения стабильности цен посредством минимизации влияния монетарных факторов на уровень инфляции.

Принимая во внимание взаимосвязь уровня инфляции с денежной массой и обменным курсом на данном этапе развития экономики страны и банковско-финансовой системы, в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики будет использовано изменение денежной массы.

Для уменьшения инфляционного давления в экономике будут активно и гибко использованы денежно-кредитные инструменты, оказывающие воздействие на объем ликвидности и денежной массы в банковской сфере.

Проведение жесткой денежно-кредитной политики также позволит обеспечить положительные реальные процентные ставки в экономике и уменьшить влияние внутренних факторов резких колебаний обменного курса.

Одновременно будут осуществляться меры по повышению эффективности денежно-кредитной политики и совершенствованию её инструментов.

2.2.1. Прогнозные параметры денежно-кредитной политики на 2018 год

Учитывая прогноз инфляции и спроса на деньги в рамках предусмотренных темпов экономического роста в 2018 году, прогнозируется увеличение денежной массы в следующем году в размере 12-15 процентов. Вместе с тем, ожидается соответствующее увеличение объемов остатка кредитования экономики.

Прогнозируемое исполнение государственного бюджета с профицитом позволит предотвратить резкое увеличение денежной массы.

Сохранение положительного сальдо текущих счетов платежного баланса страны (в размере 2,5-3 процентов к ВВП), а также увеличение объемов иностранных инвестиций и международных кредитных линий могут привести к более быстрому росту денежной массы.

Исходя из вышеизложенного, Центральным банком будет регулярно проводиться структурный и пофакторный анализ изменений денежной массы. При этом отдельное внимание будет уделено изучению каждого фактора, который приводит к увеличению денежной массы.

2.2.2. Меры по повышению эффективности денежно-кредитной политики в 2018 году

Мероприятия по повышению эффективности денежно-кредитной политики и её инструментов для эффективного обуздания инфляции будут охватывать меры, направленные на укрепление необходимых экономических и юридических основ для обеспечения поэтапного перехода к режиму инфляционного таргетирования в среднесрочной перспективе.

Разработка в первом квартале 2018 года «Среднесрочной концепции развития и осуществления денежно-кредитной политики» будет служить «Дорожной картой», которая позволит обеспечить переход в режим инфляционного таргетирования в 2018-2021 годах.

Концепция будет отражать практические подходы Центрального банка по повышению эффективности трансмиссионного механизма и созданию необходимых условий для совершенствования денежно-кредитных инструментов с учетом изменений внутренних макроэкономических факторов и внешних условий.

В частности, в 2018 году меры по повышению эффективности использования денежно-кредитных инструментов будут направлены на совершенствование обязательных резервных требований в соответствии с новой экономической реальностью и требованиями: расширение деятельности межбанковского денежного рынка, повышение роли и влияния монетарных операций, а также повышение согласованности денежно-кредитной и фискальной политики.

Эффективное применение пруденциальных мер банковского надзора, направленного на обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банковской системы, является одним из необходимых условий повышения влияния денежно-кредитной политики.

Совершенствование банковского надзора в соответствии с международной практикой и стандартами, наряду с улучшением конкурентной среды в банковской системе, продолжением работ по широкому применению рыночных механизмов в кредитной политике банков, укрепит доверие к банковской системе и обеспечит эффективность денежно-кредитной политики.

Совершенствование процентных инструментов денежно-кредитной политики

Центральный банк продолжит активное использование рыночных инструментов денежно-кредитной политики при управлении ликвидностью коммерческих банков.

Будет активизирована работа по внедрению новых, а также совершенствованию действующих инструментов по предоставлению ликвидности коммерческим банкам с учетом международной практики и особенностей банковской системы республики.

В целях снижения инфляционного давления вследствие возможного возникновения излишней ликвидности в банковской системе, намечается совершенствование и расширение операций по привлечению свободных денежных средств коммерческих банков в депозиты Центрального банка.

Осуществление указанных мер создаст основу для повышения эффективности процентных инструментов Центрального банка и формирования «процентного коридора» по денежно-кредитным операциям.

Операции на открытом рынке

В целях активизации операций на открытом рынке в 2018 году Центральный банк будет тесно сотрудничать с Министерством финансов по вопросу выпуска в обращение государственных ценных бумаг.

В 2018 году будет продолжена работа по разработке и введению в действие ряда нормативно-правовых актов по дальнейшему совершенствованию операций Центрального банка. В частности, планируется совершенствование правовых основ по своп и другим операциям.

Совершенствование деятельности денежного рынка

В 2018 году предусмотрено введение в действие единой электронной платформы для межбанковского рынка финансовых ресурсов по предоставлению краткосрочной ликвидности.

Осуществление данной меры позволит собрать информацию о свободных средствах коммерческих банков в единую платформу и создать возможность для участников рынка наблюдать за динамикой процентных ставок и, тем самым, обеспечить формирование процентных ставок на основе рыночных механизмов.

В тоже время, единая электронная платформа расширит возможности Центрального банка по оперативному оказанию воздействия на краткосрочные процентные ставки через рыночные операции и усилит влияние процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Требования по обязательному резервированию

В целях дальнейшего укрепления потенциала по эффективному управлению ликвидностью банковской системы в 2018 году намечается совершенствование норм и требований по обязательному резервированию.

В связи с этим в предстоящем году планируется пересмотреть порядок формирования коммерческими банками обязательных резервов в Центральном банке с учетом международной практики.

Валютная политика

При проведении валютной политики основное внимание будет направлено на формирование валютного курса на основе рыночных механизмов с минимальным участием Центрального банка на валютной бирже. При этом, в целях соблюдения принципа «нейтральности золотовалютных резервов» интервенции Центрального банка на валютной бирже будут направлены на «стерилизацию» дополнительно возникающей в экономике ликвидности и денежной массы в результате проведения операций по покупке монетарного золота.

Данный подход к курсовой политике соответствует требованиям режима плавающего обменного курса и создает необходимые условия для выполнения обменным курсом функции «внутреннего автоматического стабилизатора» в экономике.

Повышение прозрачности и совершенствование коммуникационной системы

В новых реалиях результативность денежно-кредитной политики во многом обуславливается эффективностью коммуникационного канала в повышении прозрачности принимаемых мер в денежно-кредитной сфере и предотвращении необоснованных инфляционных ожиданий.

Исходя из этого, в целях повышения прозрачности своей деятельности, в 2018 году Центральным банком будет уделяться особое внимание разъяснению населению и бизнес-сообществу причин и сути принимаемых решений в электронных и печатных СМИ, а также через публикации аналитических материалов по вопросам инфляции и прилагаемых усилий для предотвращения инфляционных рисков.

Укрепление потенциала в аналитике и прогнозировании

Переход в среднесрочной перспективе на инфляционное таргетирование обуславливает укрепление и последовательное совершенствование с 2018 года аналитического и прогнозного потенциала Центрального банка.

В частности, в следующем году будет усилена работа по анализу факторов инфляции и ликвидности в банковском секторе, внедрению в практику современной методики статистики платежного баланса, совершенствованию инструментов прогнозирования и моделирования основных макроэкономических и денежно-кредитных показателей.

Вместе с тем, в целях обеспечения широкого изучения инфляционных рисков, разработки и реализации денежно-кредитной политики со следующего года будет проводиться целенаправленная работа по оценке и анализу инфляционных ожиданий в экономике.

В данном направлении, для глубокого изучения процесса формирования цен в экономике, в том числе раннего выявления инфляционных рисков за счет немонетарных факторов и снижения их влияния на стабильность цен, предусматривается совершенствование практики взаимодействия с Правительством.

Сотрудничество с международными финансовыми институтами

В целях выведения денежно-кредитной политики на качественно новый уровень Центральный банк продолжит сотрудничество с международными финансовыми институтами и центральными банками зарубежных стран.

С целью совершенствования денежно-кредитной политики и усиления роли монетарных инструментов, повышения эффективности анализа и прогнозов ликвидности в банковской системе, а также операций на денежном рынке, в 2018 году предусматривается привлечение специальной технической миссии Международного валютного фонда, а также расширение практики изучения передового опыта центральных банков зарубежных стран и обмен опытом.

2.2.3. Возможные риски, влияющие на эффективность денежно-кредитной политики

Превышение расходов Государственного бюджета над ранее предусмотренными объемами, в том числе при появлении необходимости по дополнительному увеличению расходов в рамках программ социальной поддержки населения и развития республики и ее территорий, может привести к большему изменению объемов ликвидности в банковской системе и денежной массы в экономике.

Определенное усиление инфляционного давления может возникнуть также вследствие обесценения обменного курса в результате превышения спроса на импорт над его ожидаемым уровнем в условиях расширения объемов строительных работ и развития инфраструктуры, а также прилагаемых усилий по достижению определенных показателей экономического роста.

Наряду с этим, даже при возникновении вышеуказанной ситуации прогнозируемое положительное сальдо по международным текущим операциям указывает на отсутствие фундаментальных факторов и причин для существенной девальвации обменного курса сума.

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура может привести к более быстрым темпам увеличения чистых внешних активов банковской системы и дополнительному росту денежной массы.

Рост денежной массы также может наблюдаться в результате продолжения процесса перетока денежных средств из внебанковского оборота в банковскую систему.

Как отмечено выше, внешнеэкономическая либерализация, повышение заработной платы и цен на энергоресурсы также являются факторами, которые обуславливают сохранение инфляционного давления и снижение эффективности денежно-кредитной политики.

В целом, в результате совершенствования аналитической базы Центрального банка и денежно-кредитных инструментов, а также формирования для этого необходимых условий и предпосылок, расширятся возможности изучения всех процессов в экономике во взаимной увязке, в том числе – ценообразование и прогнозирование экономической ситуации в будущем - с целью принятия на этой основе эффективных мер.

Обеспечение взаимной согласованности при реализации мер, определяемых в рамках денежно-кредитной политики, создаст необходимые условия для минимизации влияния вышеуказанных рисков на показатели экономического роста и монетарные показатели в 2018 году, а также будет служить укреплению макроэкономической стабильности в стране.

USD = 12620.09
+19.95
EUR = 13599.41
-42.76
RUB = 136.73
+0.81
GBP = 15892.48
-16.46
JPY = 83.33
+0.09
CHF = 13926.38
+8.19
CNY = 1745.42
+1.99
Все валюты
Online доступ к общедоступным информационным ресурсам ЦБ РУз в сети Интернет, с возможностью просматривать и получать обновленную информацию, в том числе сведения о курсах валют.
Нажмите чтобы прослушать выделенный текст! Powered by X