Широкое внедрение рыночных механизмов оказания услуг в банковской системе, расширение их видов, а также предпринимаемые конкретные меры по повышению финансовой доступности услуг для предпринимателей и населения привели к увеличению кредитных вложений банков.
В свою очередь, это приводит к возникновению высоких кредитных рисков в банковской системе. В порядке надзора над такими рисками, выявлению их на ранней стадии и уменьшению негативных последствий Центральный банк направляет банкам соответствующие предписания.
Вместе с тем, при оценке состояния выданных кредитов, качества кредитного портфеля банка, обмена кредитной информацией, увеличения эффективности банковского надзора, а также обобщении и обработке сведений о кредитах, требуется использование современных информационных технологий.
Кроме того, в рамках проводимых реформ в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, денежно-кредитной политики и эффективного надзора по устойчивости деятельности банковской системы в целом, приоритетными направлениями Центрального банка являются усовершенствование осуществления банковских операций в режиме реального времени, а также системы обмена кредитной информацией.
Принимая во внимание вышеуказанное, Центральный банк планирует создать новую инфраструктуру Государственного реестра кредитной информации в 2018-2019 годах.
В процесс обновления инфраструктуры привлечена техническая помощь Всемирного банка, и в рамках данного проекта ведется тесное сотрудничество с Рабочей группой специалистов Международной финансовой корпорации.
Новая система, создание которой запланирована в сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией, будет состоять из двух составных частей:
первая часть - создание современного программного комплекса, обеспечивающего сбор первичной информации от поставщиков кредитной информации и оперативный ввод ее в реестр, что является основной функцией программно-технического комплекса Государственного реестра кредитной информации;
вторая часть – создание аналитического программно-технического комплекса, основной функцией которого является формирование различных отчетов и проведение анализа на основании данных, собранных с помощью программных решений.
Реализация данного проекта вместе с повышением эффективности обмена информацией, предоставит следующие возможности:
-
одновременной реализации программных логических контролей в реестре и в кредитных организациях для повышения качества и обеспечения достоверности поступающих сведений от кредитных организаций;
-
устранения ошибок при вводе кредитной информации, а также в записях, введенных ранее, не влияя на осуществление кредитных операций;
-
прогнозирования и снижения возможных кредитных рисков на основе анализа кредитных историй, проведение стресс-тестов по факторам и различным сценариям негативно влияющих на ликвидность банков;
-
осуществления корреляционного, регрессионного и других видов анализа, а также формирование отчетов на основе существующих данных посредством использования современных аналитических систем;
-
использования единого источника, то есть информационной базы реестра, а также единого программного комплекса структурными подразделениями Центрального банка при извлечении сведений о кредитной информации и формировании отчетов;
-
освобождения от дополнительных обязанностей персонала коммерческих банков, ответственных за составление сводных отчетов для Центрального банка в связи с полной автоматизацией передачи кредитной информации в реестр.