Какие удобства созданы для клиентов банковских услуг в условиях карантина? Обеспечивается ли дистанционное банковское обслуживание на должном уровне?
- В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции и создания дополнительных удобств для клиентов банков все большее внимание уделяется совершенствованию дистанционного банковского обслуживания коммерческими банками.
В настоящее время практически во всех коммерческих банках страны имеются мобильные приложения, с помощью которых можно осуществлять основные банковские услуги онлайн, сидя дома.
С февраля текущего года Центральный банк запустил круглосуточную операционную платежную систему для хозяйствующих субъектов, к которой подключены все коммерческие банки.
В соответствии с международными стандартами EMV запущен универсальный платежный сервис "QR-online" и на сегодняшний день такими QR-кодами обеспечены более 4 100 субъектов предпринимательства.
Туронбанк и Национальный межбанковский процессинговый центр (Humo system) совместно разработали новый бесконтактный инструмент приема платежей "Tap2Phone" на основе технологии NFC через мобильные телефоны, планшеты и другие средства (без использования платежного терминала) и с мая текущего года представили для применения широкой публике.
Необходимо отметить, что данная технология позволяет всем субъектам предпринимательства, в первую очередь службам доставки товаров, такси и другим заинтересованным предприятиям, получать безналичные платежи без использования платежного терминала.
Вместе с тем, физическим лицам предоставлена возможность пользоваться банковскими услугами, такими как онлайн-микрокредиты, автокредиты и кредитные карты, через мобильные приложения банков.
В мобильных приложениях, направленных на развитие системы электронной коммерции банками, внедряется сервис торговых площадок (маркетплейсов), в рамках которого дистанционно запускается система покупки и доставки клиентам товаров народного потребления и транспортных средств, за счет онлайн-кредитования.
Также, учитывая отсутствие возможности прийти в банк в период карантина, клиентам предоставлена возможность отправлять онлайн-заявки по дистанционным каналам связи (сайт, колл-центр, телеграмм-боты) на открытие банковской карты. На основании обращения клиента банковская карта может быть бесплатно доставлена на домашний адрес клиента.
Коммерческие банки предлагают физическим лицам осуществлять следующие банковские операции с помощью мобильных приложений:
- осуществлять операции по переводу денежных средств с карты на карту;
- уплата налогов, коммунальных и иных платежей (например, за услуги мобильной связи и интернета, оплату государственных услуг, различные штрафы, перечисление средств благотворительным организациям, за продукты питания и различные услуги по доставке продуктов питания);
- заблокировать или разблокировать банковскую карту по желанию клиента;
- заказ банковских карт онлайн;
- получение микрокредита для физических лиц и их погашение;
- открытие онлайн-депозитов и внесение денежных средств;
- выполнение онлайн-конверсионных операций;
- осуществлять платежи со счета международной банковской карты и осуществлять мониторинг за движением денежных средств;
- получать информацию о дислокации банковской инфраструктуры (филиалы, обменные пункты, банкоматы и инфокиоски);
- внесение денежных средств, полученных через международную систему денежных переводов, на банковский счет (депозит) или банковскую карту по усмотрению клиента и т.д.
В свою очередь, хозяйствующие субъекты имеют возможность осуществлять несколько операций с использованием дистанционных систем. В частности:
- распоряжаться денежными средствами на банковских счетах и осуществлять платежи (то есть осуществлять мониторинг за движением счетов);
- подавать заявку в электронном виде на покупку валюты (то есть конвертация) в обслуживающий банк;
- отправлять электронные ведомости по перечислению ежемесячной заработной платы и эквивалентных платежей в банк.
Такие удобства позволяют населению, не посещая банк, пользоваться быстрыми и надежными платежными услугами.