Республика Узбекистан вступила в члены Международного валютного фонда 21 сентября 1992 года. С сентября 1993г. в Узбекистане функционирует представительство МВФ. Офисом по взаимодействию с МВФ определен Центральный банк.
В настоящее время Узбекистан входит в швейцарскую группу МВФ, которая состоит из 9 стран, включая Швейцарию, Польшу, Сербию, Кыргызскую Республику, Таджикистан, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан.
Управляющим в МВФ от Узбекистана является заместитель Премьер-министра - министр финансов Республики Узбекистан, заместителем управляющего - Председатель Центрального банка.
Делегация Республики Узбекистан регулярно принимает участие на ежегодных заседаниях Совета управляющих МВФ, последняя из которых состоялась в октябре 2018 г. в Индонезии.
В рамках масштабных реформ макроэкономической политики в течение последних лет взаимодействие с МВФ значительно активизировалось.
В ходе визита узбекской делегации на высшем уровне в г.Нью-Йорк 19 сентября 2017 года состоялась двухсторонняя встреча Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард, результатом которых стала договоренность о предоставление рекомендаций и направлении миссий технического содействия МВФ министерствам и ведомствам Республики Узбекистан для практических консультаций по вопросам реформирования и анализа экономических показателей страны.
Важным аспектом проводимой экономической политики страны является опубликование в мае 2018 года на сайте Фонда заключения по итогам миссии в рамках консультаций по статье IV Устава МВФ (состоявшихся в феврале - марте 2018 года), в котором отражены позитивные изменения в стране. Одним из таких безусловно является валютная либерализация, охарактеризованная в пресс-релизе как "первый смелый шаг за которым последовала волна преобразований, включая начало либерализации цен и реформирования государственных предприятий, предоставление большей независимости Центральному банку Узбекистана и совершенствование денежно-кредитной политики".
На регулярной основе организуются визиты в страну сотрудников МВФ, основной целью которых является изучение текущего состояния экономики, анализ проводимых реформ и предоставление рекомендаций. В 2018 году такого рода визиты состоялись в июле и ноябре месяцах.
Примечательно, что участились также визиты руководящего состава МВФ в Республику Узбекистан. В частности, в сентябре 2017г. в Ташкенте пребывал директор Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Д.Азур, а в мае 2018 года состоялся визит в г.Ташкент заместителя директора-распорядителя Тао Чжана. Оба чиновника в своём заявлении отметили, что МВФ приветствует экономические реформы, которые безусловно способствуют стимулированию необходимого роста и созданию рабочих мест в стране. Также отмечено о прогрессе Центрального банка в совершенствовании денежно-кредитной и валютной политики, и поддержан переход к инфляционному таргетированию в среднесрочной перспективе.
Кроме того, в соответствии с инициативой МВФ с 2017 года в г.Ташкенте ежегодно проводятся презентации доклада МВФ "Кавказ и Центральная Азия: перспективы развития региональной экономики", которые представляются заместителем директора Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии Ю.Кахконеном для научных и исследовательских институтов, высших учебных заведений, коммерческих банков, министерств и ведомств.
Важным аспектом двустороннего сотрудничества между Республикой Узбекистан и МВФ являются миссии технического содействия, основная цель которых наращивание институционального потенциала экономических ведомств. В период 2017-2018 гг. в Республику Узбекистан направлено 13 миссий технического содействия МВФ. Работа экспертов МВФ сосредоточена в основном на совершенствовании денежно-кредитной политики, фискальной политики и улучшение системы статистики финансовых показателей.
№ |
Миссия |
Период |
Министерства/ведомства |
Цель миссии |
1 |
Статистика внешнего сектора |
декабрь |
1.Центральный банк 2.Государственный комитет статистики 3.Министевро экономики |
Разработка методологии по составлению, статистики внешнего сектора, с особым вниманием на платёжном балансе и международной инвестиционной позиции. |
2 |
Совершенствование денежно-кредитной политики и развитие межбанковского рынка |
декабрь 2017 г. |
1.Центральный банк |
Разработка механизма совершенствования инструментов; денежно-кредитной политики, статистики монетарных показателей, развития межбанковского денежного рынка и т.д. |
3 |
Совершенствование денежно-кредитной политики и переход к инфляционному таргетированию |
февраль 2018 г. |
1.Центральный банк |
Совершенствование инструментов и трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также рекомендации для дальнейшей работы над совершенствованием инструментов. |
4 |
Стресс-тестирование банковской системы |
февраль 2018 г. |
1.Центральный банк |
Обсуждение представленной модели стресс-тестирования. Изучение влияния основных видов банковских рисков на показатели коммерческих банков. |
5 |
Рассмотрение налоговой системы |
февраль |
1.Министерство финансов 2. Министерство экономики 3. Государственный комитет статистики 4. Государственный налоговый комитет 5. Государственный таможенный комитет 6. Национальное агентство проектного управления (НАПУ) |
Изучение налоговой системы Республики Узбекистан и на основе изучений подготовка рекомендаций по ее дальнейшему совершенствованию. |
6 |
Присоединение Республики Узбекистан к расширенной Общей Системе Распространения Данных (р-ОСРД) |
март |
1. Государственный комитет статистики 2. Центральный банк 3. Министерство финансов 4. Министерство экономики |
Проработка вопросов составления денежно-кредитных показателей по стандартным формам МВФ, а также создание Страницы национальных сводных данных (СНСД) РУ на веб-сайте МВФ. |
7 |
Обновление метаданных по категориям |
апрель |
1. Государственный комитет статистики 2. Центральный банк 3. Министерство экономики 3. Министерство финансов 4.АО «Узбекнефтегаз» |
Разработка метаданных по категориям для публикации в Странице национальных сводных данных (СНСД) в соответствии со стандартами МВФ. |
8 |
Совершенствование составления статистики государственных финансов |
май |
1. Министерство финансов 2. Государственный комитет статистики |
Повышение качества и детализации составления статистики государственных финансов, а также повышение квалификации специалистов Министерства финансов и исполнительных дирекций государственных целевых фондов. |
9 |
Повышение прозрачности бюджета |
июнь 2018 г. октябрь 2018 г. |
1. Министерство финансов 2. Центральный банк 3. Министерство экономики 4. НАПУ 5. Министерство труда 6. ФРРУ 7. Госкомконкуренции 8. АО «Узбекнефтегаз» |
Оценка бюджетно-налоговой прозрачности, качества составления государственной финансовой статистики и достоверности раскрываемой информации в государственном секторе. |
10 |
Налоговое администрирование |
июнь
октябрь
ноябрь |
1.Государственный налоговый комитет 2.Министерство финансов |
Проведение анализа организации работ и методов, применяемых органами Государственной налоговой службы для полноты учета налогоплательщиков, собираемости налогов и обязательных платежей, использованию технологий в процессе взимания налогов, а также механизмов обеспечения соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками. |
11 |
Монетарная и финансовая статистика |
сентябрь 2018 г. |
1. Центральный банк |
Содействие в подготовке и улучшении показателей денежно-кредитной и финансовой статистики для публикации в сборнике МВФ «Международная Финансовая Статистика» (МФС). |
12 |
Статистика внешнего сектора |
октябрь 2018 г. |
1. Центральный банк 2. Государственный комитет статистики 3. Министерство экономики 4. Министерство труда |
Приведение данных платёжного баланса, составленного за 2016-2017 гг., в соответствие со стандартным представлением платёжного баланса, приведенным в шестом издании Руководства по платёжному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6). |
13 |
Стресс тестирование банковской системы |
ноябрь |
1.Центральный банк |
Содействие в разработке модели стресс-тестирования, предоставление рекомендаций по применяемой Центральным банком модели «top-down», а также изучение возможности ее совершенствования с включением в моделирование макроэкономических показателей. |