Влияние девальвации национальной валюты на депозиты физических лиц
В июле-августе 2019 года наблюдался определенное ускорение роста спроса на иностранную валюту под влиянием внутренних и внешних факторов и в результате ускорилась девальвация национальной валюты. В частности, если в январе-июле 2019 года обменный курс доллара вырос на 4% (с 8 336 до 8 667 сум за 1 доллар) и месячный прирост составил в среднем 0,6%, то в августе произошел резкий (8,2%) рост обменного курса. Однако к сентябрю обменный курс доллара вернулся к своей прежней тенденции, и месячный прирост замедлился до 0,5%.
Девальвация национальной валюты также повлияла на склонность к сбережению и сберегательной активности населения. В частности, ежемесячный опрос, проведенный Центральным банком, показывает, что в июне-сентябре 2019 года наблюдалось увеличение доли опрошенных, предпочитающих хранить сбережения в иностранной валюте (в том числе в долларах США).
В этом, доля респондентов, предпочитающих хранить сбережения в наличности в долларах США, увеличилась с 19% в мае до 33% в августе, а доля предпочитающих хранить сбережения на депозитах в иностранной валюте увеличилась с 17% в мае до 24% в сентябре. В то же время, после стабилизации обменного курса в сентябре доля респондентов, предпочитающих хранить сбережения в наличности в долларах США, снизилась с 33% до 29%.
Как Вы думаете, в настоящее время в каком виде лучше хранить сбережения? (Доля в % от всех опрошенных)
Следует отметить, что несмотря на повышение краткосрочных инфляционных и девальвационных ожиданий, не произошло существенного оттока депозитов в национальной валюте или существенного изменения в структуре депозитов. При этом, хотя темпы роста замедлились, сохранялся положительная динамика депозитов.
Вместе с тем, доля срочных и сберегательных депозитов физических лиц в сентябре увеличилась на 3 процентных пункта и к 1 октября 2019 года достигла 72% в общем остатке депозитов физических лиц в национальной валюте. В целом, девальвация национальной валюты существенно не изменила долю срочных и сберегательных депозитов в национальной валюте.
В то же время, процентные ставки по депозитам в национальной валюте в течение последних двух месяцев имели возрастающий тренд. В частности, в августе-сентябре т.г. средневзвешенная процентная ставка по срочным депозитам физических лиц увеличилась на 1,0 процентный пункт до 18,8%, а по депозитам юридических лиц на 0,8 процентных пункта до 16,7%.
Процентные ставки по срочным депозитам в иностранной валюте в сентябре остались почти неизменными на уровне 4,5% по депозитам физических лиц и 4,9% по депозитам юридических лиц.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование определенных настроений касательно перевода сбережений с национальной валюты в иностранную, описанное в очередном обзоре инфляционных ожиданий Центрального банка, не было полностью реализовано. Это, в первую очередь, связано с тем, что коммерческие банки, исходя из рыночных принципов, отреагировали на обесценение курса посредством повышения процентных ставок по депозитам в национальной валюте.